Рыжее солнце (nyka) wrote,
Рыжее солнце
nyka

Затонувший «Тистлегорм»

За много лет на борту «Тистлегорма» (Thistlegorm) ничего не изменилось. Здесь со времен Второй мировой войны ржавеют вагонетки, грузовики и мотоциклы. Судно так и не успело доставить военное снаряжение и боеприпасы, оно было потоплено немецкими бомбардировщиками у берегов Египта.



«Тистлегорм» был построен на корабельных верфях «Томпсон и сыновья» в Сандерленде для компании «Албин Лайн ЛТД» в апреле 1940 года. Судно было в частной собственности, но также частично финансировалось британским правительством и было классифицировано как вооруженное грузовое судно. По причине военного времени «Тистлегорм» был вооружен 4,7-дюймовый (120 мм) зенитной пушкой и крупнокалиберным пулеметом уже после строительства транспорта. Базировалось в Сандерленде.



Судно провело три успешных рейса после своего спуска. Первый был в США, чтобы забрать стальные рельсы и самолеты, второй в Аргентину за зерном и третий в Вест-Индию за ромом. До своего четвертого и последнего рейса «Тистлегорм» прошел ремонт в Глазго.



«Тистлегорм» был задействован в секретной операции под названием «Крестовый поход», суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен обогнуть Африку для обеспечения снаряжением войск, действующих на севере континента. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии. Поставленной перед сухогрузом задачей была доставка боеприпасов, снаряжения и техники для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек, которая располагалась в Египте и восточной Ливии. В мае 1941 года «Тистлегорм» с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго.



Судно было загружено боеприпасами, бомбами различного назначения, противотанковыми минами, винтовками “Ли-Энфилд MK III”, сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16H, автомобилями Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами. Дополнением к основному грузу были два легких танка MK II, два паровоза Stanier Class 8F в комплекте с цистернами для воды.



Когда «Тистлегорм» завершал свой путь в водах Красного моря, поступил приказ бросить якорь в проливе Губаль, рядом с рифом Шааб-Али и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном.



В ночь с 5 на 6 октября 1941 года два немецких бомбардировщика Heinkel He 111, высланные с Крита на разведку и обнаружения английских транспортов, совершенно случайно наткнулись в одной из бухт на входе в Суэцкий залив на стоящий на якоре транспорт «Тистлегорм». На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. При полной луне, зайдя с кормы и не встретив ни малейшего зенитного огня, самолеты атаковали его. Бомбы попали как раз в четвертый трюм, который был загружен боеприпасами… Корма оказалась оторвана, палуба завалена обломками. В 1 ч 30 минут судно пошло ко дну и затонуло с креном около 45° на глубине около 30 м.



Впервые «Тистлегорм» был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне “Калипсо”. Следуя подсказкам местных рыбаков, Кусто смог найти остов затонувшего транспорта и поднял с него несколько предметов, в том числе мотоцикл, капитанский сейф и корабельный колокол. Данные исследования подробно описаны в знаменитой книге Жака Ива Кусто «В мире безмолвия», а сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в одноименный документальный фильм.



Сейчас тропические рыбки медленно проплывают мимо искореженного металлического корпуса военного транспорта, который лежит на том же самом месте, где и был потоплен немецкими бомбардировщиками.



Схема британского судна «Тистлегорм».

via

Tags: погружение
Subscribe
promo nyka december 4, 2025 13:05 276
Buy for 20 tokens
Я даже не знаю как Вас благодарить. Я никогда не думала, что у меня здесь окажется столько настоящих друзей. Я очень-очень Вам всем благодарна за помощь, спасибо Вам огромное и низкий поклон. Я очень прошу мерзких и гнусных украинских троллей здесь просто заткнуться. Ситуации бывают разные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments