Рыжее солнце (nyka) wrote,
Рыжее солнце
nyka

Первое потопление судна торпедой


25 января 1878 года русской торпедой был потоплен турецкий пароход, что стало первым в мире случаем потопления судна торпедой. В начале русско-турецкой войны превосходство турок на море было подавляющим – сказывались результаты ограничений, наложенных на Россию после Крымской войны.



Потопление минными катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде.

Несколько выровнять шансы спасло то, что во флот были зачислены коммерческие пароходы. Из одних таких пароходов сделали вспомогательные крейсера, действовавшие на турецких морских коммуникациях (См.: Как капитан Баранов взял в плен турецкий пакетбот с 800 солдат). Другим решением была переделка парохода в минный крейсер. Таким минным крейсером был «Великий Князь Константин». Автором идеи его применения и его капитаном был будущий адмирал, а тогда еще лейтенант Степан Осипович Макаров. Идея Макарова состояла в том, что пароход нёс на себе четыре небольших катера водоизмещением всего по шесть тонн. Неподалюку от объекта атаки катерки спускались на воду, их паровых котлов парохода, а в их котелки подавался готовый пар, которого хватало на то, чтобы 12-узловым ходом сходить в атаку за 5-7 миль и вернуться обратно.



Паровой минный катер с шестовой миной – предшественник торпедных катеров.

Первоначально такие катера несли на себе шестовые мины или буксируемые мины-крылатки. Первую атаку Макаров предпринял 30 апреля 1877 года. Однако эта атака с минами-крылатками оказалось неудачной, и тогда Макаров решил использовать самодвижущиеся мины, к которым тогда ещё не прикрепилось название «торпеды».

Правда, пока выполнялся заказ на изготовление торпед, Макаров вынужден был использовать шестовые мины с их помощью 8 июня «Великий князь Константин» в ходе очередного крейсерского рейда потопил турецкий торговый бриг «Османие» и три небольших парусных судна, а 21 июля его катера-миноноски потопили четыре небольших коммерческих судна недалеко от Босфора.

Наконец, торпеды были получены, и в ночь с 24 на 25 января 1878 года «Великий Князь Константин» отправился в поход на Батум. Пароход приблизился на к Батуму на 4-5 миль и спустил на воду катера-миноноски «Чесма» и «Синоп», которыми командовали, соответственно, лейтенанты Зацарённый и Шешннский. На «Чесме» торпеда располагалась в дырчатой трубе под килем, а на «Синопе» – на буксируемом плотике. Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, после чего выпустили свои самодвижущиеся мины. Мина Зацарённого ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского – немного правее. Обе торпеды взорвались одновременно. Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа – из 35 турок утонуло 23. Катера же, оставив плотик и сбросив подкилевую трубу, вернулись на свой пароход.



«Великий князь Константин» и его миноноска «Чесма»

Потопление этой малой канонерской лодки стало историческим событием, поскольку впервые в истории корабль был потоплен торпедой. «Интибах» с деревянным корпусом был спущен на воду в Стамбуле в 1867 году, имел длину 40,4 м, ширину 6,7 м, осадку 3,2 м, и вооружение в две 102-мм и одну 57-мм пушки.



Миноноска «Чесма» с подкилевой трубой

via

Tags: война, история, море
Subscribe
promo nyka december 4, 2025 13:05 283
Buy for 20 tokens
Я даже не знаю как Вас благодарить. Я никогда не думала, что у меня здесь окажется столько настоящих друзей. Я очень-очень Вам всем благодарна за помощь, спасибо Вам огромное и низкий поклон. Я очень прошу мерзких и гнусных украинских троллей здесь просто заткнуться. Ситуации бывают разные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments