В 2010 г. нью-йоркскому предпринимателю Адаму Нойманну (Adam Neumann) пришла в голову идея: сдавать в аренду офисные помещения компаниям по всему миру на короткие сроки. Обычно, когда компания арендует офис, ей приходится подписывать долгосрочный договор, но Нойманн хотел сдавать помещения бизнесам на короткие сроки, например, на месяц.
Идея не была оригинальной. Такие компании, как Regus, делали это не одно десятилетие. Но Нойманн внес два ключевых изменения:
1) Сделать офисы прикольными… настолько, что находиться в них захочется даже миллениалам. Нойманн снабдил их бесплатной текилой, гурманским кофе и шикарным дизайном.
2) Потерять в процессе абсурдно огромные суммы денег.
Так почти десять лет назад началось путешествие WeWork. С тех пор компания выросла до сотен адресов. Но чем более успешной она становилась, тем больше она теряла денег. По состоянию на 2018 г., WeWork ежегодно теряла около $2 млрд, и конца этому не было видно.
Чем больше денег компания теряла, тем больше ей нужно было привлекать инвесторских средств. Однако она без проблем продавала акции на миллиарды долларов по все более высоким ценам.
Наконец, несколько месяцев назад музыка перестала играть. WeWork (зарегистрированное название WeCompany) подала документы для проведения первичного публичного предложения (IPO), где раскрываются не только ужасающие потери, но также одна из самых возмутительных афер, когда-либо проворачивавшихся управляющими крупных компаний. Как оказалось, Нойманн периодически лично обогащался за счет компании:
1) Он продал компании права на слово «We» за $6 млн.
2) Он брал у компании взаймы деньги на покупку офисных помещений, сдававшихся затем в аренду компании с наценкой.
3) Он продал собственные акции на миллионы долларов, в то же время убеждая инвесторов вкладывать деньги в компанию.
4) Несмотря на продажу своих акций, он присвоил себе особые права, позволяющие иметь перевес в голосовании, что укрепило его контроль над компанией.
И список можно продолжать… думаю, когда-нибудь Netflix снимет документальный фильм о неэтичных злоупотреблениях Нойманна.
Как бы то ни было, пузырь лопнул. Инвесторы не готовы были больше с этим мириться, и WeWork пришлось отменить IPO. А без IPO, обещавшего принести миллиарды долларов нового капитала, WeWork теперь испытывает острый дефицит быстро заканчивающейся наличности.
Компании необходимо существенно урезать издержки… а это означает сокращение штата. Но, согласно Bloomberg News, WeWork сидит в такой дыре, что не в состоянии даже выплатить сотрудникам требуемую при увольнении компенсацию. Другими словами, WeWork слишком разорена, чтобы держать сотрудников, но в то же время слишком разорена, чтобы их уволить.
Из-за жулика Нойманна тысячи людей лишатся работы. И разгребать этот катастрофический бардак приходится инвесторам, уже и так вложившим в компанию миллиарды долларов. Но этому парню по-прежнему платят $185 млн за «консультации».
По факту это финансовая пирамида, но тщательно замаскированная. А разваливается она потому, что настала пора стрижки миллениалов.
PS. На фото в заголовке — так называемый «офис» WeWork в Девоншире. А вот что писала пресса еще год назад:
Дебютный проект международной сети WeWork в России откроется летом 2019 года в деловом квартале «Красная Роза», флагманском проекте компании KR Properties. Московский WeWork расположится в бизнес-центре «Савин» на площади 4 300 кв. м и станет одной из крупнейших площадок проекта в Центральной и Восточной Европе.
«Пространства WeWork по всему миру представляют собой экосистему для эффективного ведения бизнеса: объединяя на одной площадке корпорации и стартапы из различных индустрий, они становятся местом для обмена информацией, навыками и идеями, что способствует динамичному росту всех резидентов сообщества WeWork, – комментирует Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в Центральной и Восточной Европе. – Мы рады объявить о скором открытии своего первого проекта в Москве на площадке KR Properties».
Догадайтесь — где это всё сейчас.
via
Journal information