Новоиспеченный министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу пообещал поставить вопрос о новых санкциях против России 14 мая на встрече министров иностранных дел Евросоюза.
Его намерение ввести новые санкции против России выглядит странным на фоне больших экономических потерь Эстонии, в том числе из-за ответных мер нашей страны. Недаром же политический тяжеловес республики, бывший лидер Центристской Партии, экс-мэр Таллина Эдгар Сависаар, узнав о том, что на таможне Ивангорода было уничтожено 72 тонны (!) санкционной эстонской кильки, призвал отказаться от взаимных санкций.
Эксперты Женевского института исследований международных отношений и развития указали: уже только в первый год потери стран Балтии из-за санкций Запада против России и ответных мер оказались очень существенными.
Если в 2013 году экспорт из Эстонии в Россию составлял 39,5% общего объема экспорта за пределы Евросоюза, то в 2015 году этот показатель упал на 12,7%. В Латвии снижение составило 10,7%, в Литве — 9,1%. Эстония вообще оказалась таким вот печальным лидером в ЕС. В Словакии, например, падение составило 7,7%, в Чехии — 7,3%, в Польше — 7,2%, в Финляндии — 7,1%, а в среднем по ЕС — 2,8%. Это первый год санкций. В целом же за все эти годы экспорт сельхозпродукции из Эстонии в Россию упал почти на 70%. А объем транзита РФ через Эстонию сократился в четыре раза.
Перед встречей президента Эстонии с президентом России посол РФ в республике Александр Петров говорил: «Лишний раз можно убедиться, сколь негативную роль играют навязанные Европе извне искусственные ограничители, обернувшиеся для Эстонии потерями в сотни миллионов евро. Надеемся, что эстонские власти прислушаются к голосу национального бизнеса, все громче призывающего вернуться к нормальным, добрососедским отношениям с Россией».
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд, вроде, прислушалась. Но ее формальные подчиненные — нет. «Россия — ядерная держава, которая в последнее десятилетие дважды использовала силу в отношении соседних стран», — цитирует объяснение Рейнсалу ресурс Rus.err.ee. Министр сообщил, что подготовит дополнительные меры, которые можно принять в отношении последних шагов России.
Его особое возмущение вызвала выдача на Донбассе и в Крыму российских паспортов. Про убийства украинскими солдатами мирных жителей Донбасса, детей и женщин, он ничего не сказал. Про референдум в Крыму тоже. Про оккупацию Ирака американцами, про постоянное использование силы крупнейшей ядерной державой — США — в отношении не только соседних стран, но и по всему миру, он, естественно, тоже ничего не сказал и не призвал к санкциями против Вашингтона.
Ну и на фоне визита Керсти Кальюлайд в Москву и ее встречи с Владимиром Путиным, желания гостьи наладить отношения с Россией обещание министра иностранных дел республики выглядит симптоматично. Его русофобия общеизвестна, он был министром обороны, министром юстиции и постоянно делал антироссийские выпады.
Но симптоматика не только в этом. Новое правительство Эстонии словно назло Кальюлайд собрало главных русофобов республики. К Рейнсалу присоединяется министр внутренних дел Март Хельме, который назвал нашу страну «своим исконным врагом» и на днях сообщил о том, будто 5,2% территории Эстонии… оккупирована Россией.
Разночтения между министрами несущественные и непринципиальные. Если Хельме говорит об оккупации 5,2% территории Эстонии, то есть принадлежности Псковской области не республике, а России, то Рейнсалу заявляет, что оккупация его государства закончилась с выводом российских войск после распада СССР, но при этом, как и министр внутренних дел считает: граница с РФ должна проходить по линии, указанной Тартуским мирным договором 1920 года, то есть Псковская область должна быть эстонской.
Тема «советской оккупации» — вообще любимый конек министра иностранных дел Эстонии. Такое ощущение, что он тронулся на ней умом, как и на всяческих требованиях к России.
Будучи министром юстиции, он неоднократно заявлял о необходимости возмещении Москвой ущерба, якобы нанесенного «советской оккупацией», при этом правительство республики такого вопроса не ставило.
В 2015 году прежнему министру иностранных дел Марине Кальюранд даже пришлось дезавуировать подпись Рейнсалу под меморандумом о предъявлении требований о возмещении ущерба от «советской оккупации», принятом министрами юстиции стран Балтии на встрече в Риге. Кальюранд заявила, что министр юстиции поступил самовольно — вопрос не обсуждали ни в правительстве, ни с ней — министром иностранных дел, а это необходимо при принятии международных меморандумов.
«Несомненно, российская сторона очень тщательно следит за высказываниями эстонских политиков, в особенности членов правительства. Особенно в ситуации, когда мы договорились с российской стороной о начале координированной ратификации договоров о границе», — сказала Кальюранд. Но как показывает время, эстонские националисты в лице министров иностранных дел и внутренних дел не намерены соглашаться с договором о границе и не хотят его ратифицировать.
Для полноты картины стоит напомнить: 14 июля 2012 года на слете «Союза борцов за свободу», то есть ветеранов Эстонского легиона СС, Рейнсалу, будучи тогда министром обороны, выразил им признательность и заявил, что их вклад «имел решающее значение для Эстонской Республики и одновременно спас честь нашего народа».
Так что постоянные претензии почитателя эсэсовцев к нашей стране вполне объяснимы.
Сергей Орлов
Journal information