Это место стало для меня главным впечатлением от первого посещения немецкой столицы. Даже бывший Рейхстаг с сохраненными надписями красноармейцев, среди которых был и мой дед, награжденный медалью «За взятие Берлина», запомнился меньше. Еще с детства я много раз видел в кино и на фото расположенную в Трептов-парке фигуру солдата, рассекающего мечом свастику, с маленькой девочкой на руках. И хорошо помнил о том, что это был немецкий ребенок, спасенный бойцом во время штурма Берлина.
Им был реальный человек — знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов. О его подвиге писал один из командующих операцией, маршал Василий Чуйков: «Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки».
Именно этот образ вдохновлял крупнейшего советского скульптора, уроженца Екатеринослава Евгения Вучетича, который создавал скульптурную часть знаменитого монумента вместе с уроженцем Киева, архитектором Яковом Белопольским. Больше того, он лично встречался с Масаловым, чтобы услышать от него о подробностях спасения маленькой немки. Этот комплекс являлся первой частью триптиха, состоящего из расположенного в Магнитогорске монумента «Тыл — фронту» и всемирно известной скульптуры «Родина-мать зовёт!» на сталинградском Мамаевом кургане. Это как бы символизировало: выкованный на Урале меч был поднят над Волгой и завершил войну на берегах Шпрее, которая протекает прямо у парка.
Образ немецкой девочки нес в себе другой, главный, символизм, очень важный в условиях послевоенной политической конъюнктуры. Советское руководство стремилось показать, что Красная армия пришла в Германию не с целью завоевания и не является для ее народа врагом или оккупантом. В сооружении монумента, который строили из гранита бывшей рейхсканцелярии, участвовали не только солдаты инженерных частей РККА, но и около 1200 немецких рабочих из литейной мастерской Noack и фирмы Puhl & Wagner, которая специализировалась по изготовлению мозаик и витражей.
Немецкие мозаисты работали вместе с советскими мастерами над оформлением памятного зала, расположенного под основанием статуи солдата. Его украшает мозаичное панно, созданное харьковским художником Анатолием Горпенко — учеником знаменитого Николая Самокиша. Оно изображает советских воинов вместе с представителями различных народов СССР. Вверху зала можно прочитать надпись на немецком и русском: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества», — цитата из сталинского доклада к очередной годовщине Октябрьской революции.
В центре, на постаменте, установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В нее вписаны имена всех, кто погиб во время штурма Берлина и похоронен на солдатских кладбищах Панкова и Тиргартена, где также расположены два мемориала советским воинам. Купол зала венчает большая люстра в виде ордена «Победа», изготовленная из рубинов и хрусталя.
Сама тринадцатиметровая скульптура, вес которой составил 72 тонны, была изготовлена в Ленинграде и перевезена по частям в Берлин по воде — сложным путем через Балтику, Эльбу, Хафель и Шпрее. Работы по созданию мемориала были завершены в начале 1949 года, и 8 мая его торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор Александр Котиков. «Памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоёвана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества», — провозгласил он на этой церемонии.
А уже в сентябре монумент передали на баланс берлинских властей, которые всегда содержали его в полном порядке. Вопреки известной перестроечной легенде монумент не находился под постоянной охраной советских часовых и довольно быстро стал хорошо известным символом восточной части разделенного во время Холодной войны Берлина.
Он остается таким и сейчас. Согласно условиям советско-немецкого договора от 1990 года немецкое правительство и сенат Берлина поддерживают состояние монумента и обеспечивают его сохранность. Осенью 2003 года огромная скульптура была разобрана и прошла полную реставрацию, а уже 2 мая 2004 года ее вернули на свое место. Фигуру солдата можно встретить на немецких сувенирах, а Трептов-парк является одним из самых популярных центров отдыха горожан. Однако монумент сохраняет свое актуальное политическое значение, потому что именно здесь проходят торжественные собрания ветеранов армии Германской демократической республики и Единой социалистической партии Германии.
Но главное — это напоминание о подвиге советских солдат, которые спасли от нацизма не только свою разоренную Родину, но и всю Европу.
via
Journal information