Рыжее солнце (nyka) wrote,
Рыжее солнце
nyka

Блестящий стилист, или Ляпис-Трубецкой в юбке



Помните колоритного персонажа из «Двенадцати стульев», известного литератора и автора Гаврилиады Никифора Ляписа-Трубецкого? Этот мастер слова занимался не только поэзией, но и прозой. О его достижениях на этом поприще в романе рассказано так:

«…Персицкий потащил упирающегося Ляписа в соседнюю комнату. Зрители последовали за ними. Там на стене висела большая газетная вырезка, обведённая траурной каймой.

– Вы писали этот очерк в «Капитанском мостике»?

– Я писал.

– Это, кажется, ваш первый опыт в прозе? Поздравляю вас! «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом…» Ну, и удружили же вы «Капитанскому мостику». «Мостик» теперь долго вас не забудет, Ляпис!

– В чём дело?

– Дело в том, что… Вы знаете, что такое домкрат?

– Ну, конечно, знаю, оставьте меня в покое…

– Как вы себе представляете домкрат? Опишите своими словами.

– Такой… Падает, одним словом.

– Домкрат падает. Заметьте все. Домкрат стремительно падает. Подождите, Ляпсус, я вас сейчас принесу полтинник. Не пускайте его.

Но и на этот раз полтинник выдан не был. Персицкий притащил из справочного бюро двадцать первый том Брокгауза от Домиции до Евреинова. Между Домицием, крепостью в великом герцогстве Мекленбург-Шверинском, и Доммелем, рекой в Бельгии и Нидерландах, было найдено искомое слово.

– Слушайте! «Домкрат (нем. Daumkraft) – одна из машин для поднятия значительных тяжестей. Обыкновенный простой Д., употребляемый для поднятия экипажей и т. п., состоит из подвижной зубчатой полосы, которую захватывает шестерня, вращаемая с помощью рукоятки…». И так далее. И далее: «Джон Диксон в 1879 г. установил на место обелиск, известный под названием „Иглы Клеопатры“, при помощи четырёх рабочих, действовавших четырьмя гидравлическими Д.». И этот прибор, по-вашему, обладает способностью стремительно падать? Значит, Брокгауз с Ефроном обманывали человечество в течение пятидесяти лет? Почему вы халтурите, вместо того чтобы учиться? Ответьте!

– Мне нужны деньги».


С эпохи Ляписа-Трубецкого минуло немало лет, но не оскудевает земля российская талантами. И родила она всем нам на радость блестящего мастера слова и выдающегося стилиста Юлию Латынину. Она автор 28 книг, в числе которых и фантастические романы, и детективы, и боевики. К тому же Юлия Леонидовна ещё и кандидат филологических наук.

Но прославилась она не только, и не столько, своими книгами, а своими феерическими высказываниями. Так она послала бедного Николая Коперника на костёр: «О да, это сейчас Рим извиняется за сожжённого Коперника и признаёт свободу совести, — когда церковь ослабела» (из статьи «Актуальность Вольтера»). А в романе «Земля войны» (2007) выдала бессмертное, написав про землю, что она «не лежала смирно, как скатерть на столе», а «металась, как стрелка осциллографа, то вверх, то вниз». Позднее она призналась: «Меня подвело даже не моё образование филолога, а моя подкорка филолога, потому что, естественно, у филолога, сколько бы он ни видел этих приборов, на слово «граф» срабатывает инстинкт — граф — значит, что-то пишет, значит, стрелка пишется». Инстинкт филолога виноват! Ну да, ну да! Нынче ж всё на инстинктах!

Продолжала радовать Юлия Леонидовна своими яркими сравнениями и далее. Вот подборка таких жемчужин из её романа «Не время для славы» (2009):

«Они остановились у порога и стали смотреть на Кирилла, любопытно и зло, как хорьки, в норку которых заплыла камбала.

Ташов бросил балку на тапочек одному из людей в гостиной. В балке было двести килограмм, но человек заорал так, будто в ней было все четыреста.

Джип ехал откуда-то поперёк.

Казалось, этого человека должны были видеть караульные. Но от караульных осталось ведро ДНК.

И все-таки в этой истории было нечто, от чего густо несло двойным запахом экстремизма и госбезопасности
РЕКЛАМА

Ощущение физической угрозы… действовало даже сильнее, чем белые груди Антуанетты, вскипающие из алого шёлка.

Прораб поискал глазами вокруг себя, словно хотел засунуть их под мышку.

Взгляд его упёрся в белые груди, всплывающие из красного платья».


А в 2010 году в статье «Рой или Антибулочник» в «Новой газете» госпожа Латынина родила кшурупэссенцию:

«Грузия семь лет назад была кшурупэссенцией совка и синонимом слов «блат», «коррупция» и «вор в законе». Сейчас в Грузии полицейские не берут взяток, а по степени открытости экономики страна занимает одно из первых мест в мире».

Не, граждане-господа-товарищи, Ляпису-Трубецкому такое и не снилось! Он Юлии Леонидовне и в подмётки не годится! Я ж говорю, что не оскудевает наша земля талантами!

* * *

Помчалися джипы дорог поперёк,
Земля колыхнулася стрелками.
С ведра ДНК побежал ручеёк,
в нём мысли заплавали белками.
И Юлю прошибла домкратом слеза,
винты закрутились шурупами.
Прорабы под мышку сховали глаза,
узрев бабок-юлек со ступами.
И перси с грудЯми вскипели как лёд,
из алого шёлка всплывая.
И в трансе попадал российский народ,
всё это в тырнетах читая.

Фелискет



Tags: либерасты
Subscribe
Buy for 20 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments