Лет восемь назад я посетил родной прибалтийский городок с петушками на шпилях, вышел ностальгически погулять на набережную и наткнулся на знакомую — которая, в свою очередь, прибыла на побывку со своей новой родины, из Великобритании.
Мы обменялись какделами, и знакомая пожаловалась на кризис и общую неустроенность жизни, из-за которой она вынуждена второй год маяться без работы.
Я пожал плечами и сказал, что в городе Москве трудолюбивый человек с дипломом русского филолога и перфектным знанием пачки иностранных языков, вероятно, работу найдёт.
— А ю крейзи? — изумилась знакомая. — Человек с моей ориентацией — в Россию?
— А кого волнует ориентация сотрудника, если он работящий и специалист? — встречно изумился я. — Никто и спрашивать не будет.
— Я не собираюсь ничего скрывать и обязательно сама скажу на собеседовании!
…Позже я часто приводил этот диалог как пример курьёзного желания некоторых современников бродить по миру, выставив перед собой свою Инакость, совать её миру под нос и требовать реакции. Эта тактика по задумке беспроигрышна: либо вы преданно целуете перстень их Уникальности и присягаете служить ей, либо они убеждаются, что вы именно такая бессердечная сволочь, как они думали. В последнем случае они уносят в клювике очередной вымпел за моральную правоту, что тоже выигрыш.
Так вот. За пролетевшие годы тонкое искусство, которое следует назвать виктим-билдингом, проникло и к нам. Я всё чаще натыкаюсь на граждан, вместо своих функциональных достоинств пытающихся торговать своими личными особенностями. В тяжёлых случаях они пытаются гордо впарить вам свои уязвимости и проблемы и биографические неурядицы, а в неизлечимых — целенаправленно добиваются от вас реакции, которая хоть с десятой попытки разоблачила бы вашу подавляющую/нетерпимую/равнодушную сущность и моральную неправоту.
С точки зрения виктим-билдеров они занимаются святым делом — воспитывают мир, предъявляя ему его несправедливость.
С точки зрения невоспитанного мира — они пытаются просто сесть ему на шею и свесить ножки.
Виктим-билдеры искренне полагают, что общее процветание создаётся вовсе не ударным трудом миллиардов, ради достижения результатов преодолевающих свои обиды. В их версии процветание уже есть, и его всего лишь должно справедливо распределить с учётом нанесённых обид. По понятным причинам чем глубже обиды — тем больше компенсации, и, вероятно, именно поэтому за право быть самыми главными жертвами в передовых странах сейчас идёт такая грызня.
…Я ни в коем случае не берусь защищать этот мир. Он действительно вопиюще несправедлив. Но представив себе справедливость, сформированную обидами — я прихожу в лёгкий ужас.
via
Journal information