?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Армейское словотворчество расцвело в послевоенный период. Традиционно броские прозвища присваивались военным автомобилям и транспортерам.

Первый отечественный трехосный полноприводный грузовик ЗиС-151 некоторые военнослужащие, рисковавшие (в годы борьбы с «безродными космополитами») обратить на себя внимание «органов», именовали «ХБС» – «хочу быть студебекером», а легковой вездеход ГАЗ-67 – «ХБВ» – «хочу быть виллисом». Знаменитого наследника ЗиС-151 – служивший в Советской армии вплоть до распада СССР ЗиЛ-157 называли «захаром» и «колуном». Могучий КрАЗ-255Б окрестили «трактором», «лаптем» и «луноходом», вездесущий УАЗ-452 – «буханкой», ГАЗ-66 – «шишигой», огромные восьмиколесные МАЗ-535 и МАЗ-537 – «осьминогами», бронетягач МТ-ЛБ – «мотолыгой». Гусеничный снегоболотоходный транспортер ГТ-СМ, применявшийся не только в армии, но и геологами с полярниками, известен как «грубая тупая сила» и «жу-жу» («жужик»). Аналогичную машину побольше – ГТ-Т ввиду отменных вездеходных качеств обозвали «проходимцем». А например, «крокодил» – это не только боевой вертолет Ми-24, но и канувший в Лету инженерно-десантный большой плавающий автомобиль БАВ. Он живо, особенно двигаясь по воде, напоминал хладнокровного хищника. Легкий танк ПТ-76 называли «поплавок» и «плавунец».

Летательные аппараты получали прозвища как обобщающие, по названиям ОКБ («сушка», «сухарь», «тушка», «мигарь»), так и индивидуальные, по типам. МиГ-21 – «веселый», Су-15 – «балалайка», Су-17 – «стриж», Су-25 – «грач». Ан-2 – «антошка», «анюта» и «аннушка», а вовсе не «кукурузник», как полагают отдельные гражданские лица («кукурузник» – это славный У-2/По-2 и только он). Ан-8 – «сарай», Ан-12 – «антон», Ан-72 – «бинокль». Ту-22 (но не Ту-22М!) – «шило», «шпага» и «спиртоносец», благодаря не только стремительно-изящной форме фюзеляжа, но и значительному объему использовавшегося в его (впрочем, не только) «организме» спирто-водяной смеси, которая тоже именовалась «шилом» и «шпагой». МиГ-25 – «гастроном» и «ресторан «Два киля» (по тем же причинам, что и Ту-22). Ту-126 – «сковородка», на «спине» у этого первого советского самолета ДРЛО красовалась антенна радара в круглом обтекателе. Л-29 (учебно-тренировочный самолет чехословацкого производства) – «элка» (фирменное название «Дельфин» у нас как-то не прижилось). Ми-6 – «караван-сарай» или «мишка», Ми-26 – «корова»…

Константин Чуприн



Tags:

promo nemihail 15:01, yesterday 71
Buy for 30 tokens
Очень обидно понимать, что мнение простого блогера, который всё поставил на площадку Livejournal, воспринимают в самую последнюю очередь, доверяя всяческим фейкам от совершенно постороннего лица. Сейчас я вам покажу и расскажу, как можно заблокировать абсолютно любой пост, любого блогера.…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
cheslavkon
Feb. 1st, 2019 02:20 pm (UTC)
называли «захаром

Если мне не изменяет память,захаром называли зис-5.

ЗиС-151 студебекер

Практически они 1:1, у студера кардан был раза в 2,5 тоньше, чем у нашего зис, а потом и зил - 151.

ЗИЛ-157 дольше, чем в амии, работал у нас - в геологии, они и сейчас кое-где есть.
nyka
Feb. 1st, 2019 02:34 pm (UTC)
В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон»; в Болгарии — «Джуган», в Литве — «Шяшякойис крокодилас» («Шестиногий крокодил»), на Украине — «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис». В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель».
fernwright
Feb. 1st, 2019 03:21 pm (UTC)
Дык этта...
А у нас в колхозе его Утюгом звали чаще, чем колуном.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

profile
nyka
Рыжее солнце

Page Summary

Latest Month




Гремиха - молодость моя


Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono