?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Уважаемые читатели!

Вы можете вспомнить фильм 90-х о Гражданской войне, в котором показывается отвага красных и трусость белых? В котором белогвардейский офицер расстреливает без суда уставшего от войны солдата? В котором белые грабят крестьян? Где с весёлым юморком показано, что белые зачастую понятия не имеют, за что сражаются, и так далее?

Нет, не можете. Не было таких фильмов. Не нашлось в творцах 90-х ни грамма благородства по отношению к только что утонувшей красной империи.

Почему так вышло – поговорим позже. А сейчас — о кинокартине, в которой всё это есть. В зеркальном отражении.

Я о художественном фильме 1934 года «Чапаев». Снятом, на всякий случай, спустя всего 12 лет после окончания Гражданской войны. На десятом году сталинской эры.

Это он открывается сценой, в которой комдив Василий Иванович Чапаев заставляет своих солдат, накануне струсивших и утопивших оружие, нырять за ним в речку.

Это в нём Чапаев без каких-либо сантиментов расстреливает пацифиста, собравшегося более не воевать.

Это в нём красные чуть что разбегаются, а белые красиво идут в атаку, держа строй под огнём.

Это в нём Чапаеву задаётся из народа сакраментальный вопрос, ответа на который он толком сам не знает: «Василий Иванович, ты за большевиков али за коммунистов?».

…Вообще об эффекте, произведённом «Чапаевым», можно писать километрами. Это был первый настоящий суперхит отечественного проката, на который ходили по десять раз. Это был первый фильм, удостоившийся персонального римейка спустя семь лет (агитационная короткометражка «Чапаев с нами» — о том, как при вторжении фашистов Василий Иванович выныривает из реки Урал и, снова живой, бросается на врага). Этот фильм, в конце концов, даже выиграл приз за лучший иностранный фильм от Национального совета кинокритиков США (тогда это было не слишком важно для наших граждан).

Этот фильм приводили в пример Ильф и Петров:

«Когда режиссер изготовлял дрянной фильм, где обсосанные двадцатью консультантами благонамеренные герои бездарно достигали своего хрестоматийного счастья, а зритель на этот фильм упорно не ходил, тогда и режиссер, и его директор поднимали ужасный крик:

- Вот видите, не ходят на идеологические фильмы! А почему? Потому что зритель у нас невыдержанный, чуждый, ни черта не понимает в искусстве…

А вот у "Чапаева" почему-то оказались замечательные зрители. Миллионы зрителей».

Цитатами из этого фильма разговаривают по сей день те, кто его в жизни не видел: «Митька, брат, помирает, ухи просит»; «кто такой, почему не знаю?», «могу, Петька, могу», «в мировом масштабе», «белые придут – грабють, красные придут – тоже грабють».

Неслучайно с этим фильмом ещё долго пытались расправиться позднесоветские антисоветские авторы, то описывая Чапая в качестве невнятного демона (Аксёнов), то в качестве неудачного гомункула, то ещё как-нибудь помрачнее.

Почему именно Чапаев (сравниться с ним мог разве что Штирлиц) не давал им всем покоя?

У меня есть версия.

Потому что «Чапаев» — это был фильм-эпос о создании нации. Вернее, о её воссоздании из осколков прежней формы. Фильм о том, как чистое желание выжить и жить — собирало заново из этих осколков новый народ, нанизывая его как бусины на новую сверхидею.

«Дядь, а за что люди насмерть бьются?» – «За что?... За жизнь!»

В начале фильма сам Чапаев — такой же осколок. И в голове у него каша, и какие-то смешные обиды, и дикие представления о равенстве («коновала на доктора экзаменовать и выдать документ!»), и Фурманов его постоянно увещевает: «Ты теперь командир регулярной Красной Армии, а ходишь как босяк». Но именно потому, что он осколок и потерянная бусина — куда более молодой комиссар заново встраивает его в мир и даёт понимание, зачем немолодому уже (за тридцать, по тем временам вполне состоявшаяся личность) экс-фельдфебелю заново кому-то подчиняться и учиться дисциплине.

И во имя чего гибнуть.

Этот эпос, конечно, был эпосом пополам и страшным, и весёлым. Потому что в нём были изображены совершенно живые, как и положено в настоящем эпосе, и далеко не идеальные люди.

Или, вернее, так: наиболее близким к тому, что лет через 50 стало считаться идеалом, был полковник Бороздин – белый. Умный, милосердный, образованный. Единственный в фильме, кстати, точно цитирующий Ленина. Но — представляющий старую, разрушившуюся и потому проигрывающую систему.

…И поскольку это был эпос о создании нации, которую позднесоветские антисоветские авторы считали чудищем франкенштейна и уродом — он у них так зудел.

А ещё этот фильм объясняет, почему до его высот популярности ни один фильм 90-х не дорос, включая даже знаменитую сказку о Брате.

Потому что 90-е никакую нацию не собирали, а совсем наоборот. Поэтому места для исторического справедливого великодушия (да и вообще чего-нибудь великого) в фильмах тех лет не было и не могло быть.

Начался ли процесс сборки народа из осколков прежнего заново сегодня — на Донбассе, в Крыму и в Москве — вопрос, как и положено, дискуссионный. Лет через пятнадцать это станет ясно. И если нам сильно повезёт, о нашем времени снимут своего «Чапаева».

via



promo nyka december 4, 2025 13:05 259
Buy for 20 tokens
Я даже не знаю как Вас благодарить. Я никогда не думала, что у меня здесь окажется столько настоящих друзей. Я очень-очень Вам всем благодарна за помощь, спасибо Вам огромное и низкий поклон. Я очень прошу мерзких и гнусных украинских троллей здесь просто заткнуться. Ситуации бывают разные…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
3deemon
Mar. 11th, 2016 04:58 pm (UTC)
Ну история о Чапаеве почти такая же сказка, если не бОльшая, чем история о Брате. Да и вопрос о создании нации, тоже спорный. Именно тогда планомерно уничтожали все русское.
livejournal
Mar. 11th, 2016 05:53 pm (UTC)
Ретро-рецензия на фильм «Чапаев».
Пользователь leon_rumata сослался на вашу запись в своей записи «Ретро-рецензия на фильм «Чапаев». » в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
livejournal
Mar. 11th, 2016 06:50 pm (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь yuri_ost сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
livejournal
Mar. 11th, 2016 07:00 pm (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь kanchukov_sa сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
livejournal
Mar. 11th, 2016 07:27 pm (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь makarov_vadim сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
livejournal
Mar. 11th, 2016 07:32 pm (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь sokura сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] л взят у в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
livejournal
Mar. 11th, 2016 09:13 pm (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь atrizno сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
appelkan
Mar. 12th, 2016 07:01 am (UTC)
После неудачной встречи с народом, когда ведущая Мария Ситтель озвучила вопрос дамочки, которой муж полковник не разрешает завести собаку и она просила, как верховного главнокомандующего приказать мужу –полковнику разрешить жене завести собаку. Путин на вопрос, какой у него любимый фильм, ответил «Чапаев»! (Сталин посмотрел «Чапаева» 38 раз. ), я подумал, какой же именно эпизод понравился президенту ? А в это время как раз стоял вопрос о Сердюкове и Васильевой и вспомнил в фильме «Чапаев» эпизод который автор статьи скромно не заметил

«Твои ребята по деревне барахолят? (Фурманов – Жихареву)
Ты разрешил?
Я? Я и знать не знаю.
А ты понимаешь, что это такое?
Завтра поговорим, а пока сядешь под арест.
Кого под арест? Меня?! Боевого командира?!
Разве такими вещами балуют?
Дура.
Арестовать его.
Подожди. Сначала напишешь приказ.
И чтоб все было отдано до нитки.
(Чапаев)
- Где Жихарев?
- Тут, сидит под арестом.
- Ты знаешь, что Жихарев мой боевой
товарищ? - Знаю. - А ты его под арест?
Как ты смел? Ты, бумажная душа!
- А ты знаешь, что он разрешил...
- Разрешил!
То, что он разрешил, я один могу
запретить, понял?
livejournal
Mar. 12th, 2016 07:57 am (UTC)
Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев»» в контексте: [...] в Виктор Мараховский: Рождение нации. Ретро-рецензия на художественный фильм «Чапаев» [...]
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

profile
nyka
Рыжее солнце

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   



Гремиха - молодость моя


Map

Международные праздники

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono