Рыжее солнце (nyka) wrote,
Рыжее солнце
nyka

Суэцкий канал между морями политики и истории



В минувшем августе в Египте торжественно открыли вторую очередь Суэцкого канала. Начавшееся за год до этого важнейшее на сегодняшний день дело президента Абделя ас-Сиси, прервавшего в мае 2014 года трёхлетие инспирированной Соединёнными Штатами «арабской весны», едва не бросившей Египет в омут гражданской войны, успешно завершено.

Строительство планировалось осуществить за три года, но волею президента канал был построен за 14 месяцев. Длина «Нового Суэца» - 72 км. Он увеличит в 2,5 раза нынешний (5,3 млрд. долларов) доход Египта от эксплуатации канала и утроит этот доход к 2020 году... Движение станет двусторонним: с юга на север суда пойдут по старому руслу, а с севера на юг — по новому. Сокращение заторов сократит время ожидания и прохождения канала с 18 до 11 часов, повысит суточную норму прохода судов с 49 до 97.



Суэцкий канал – одна из важнейших транспортных коммуникаций Земного шара, она обеспечивает 7% мирового морского грузооборота. Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорит: «Канал – это новое рождение страны, выигрыш мирной битвой за развитие». А президент Абдель Фаттах Халил ас-Сиси называет Суэц «великой мечтой Египта, каналом процветания».

Однако самостоятельность и решительность ас-Сиси устраивает не всех. После отстранения от власти в июле 2013 года "Братьев-мусульман" и их ставленника Мухаммеда Мурси отношения Каира и Вашингтона заметно ухудшились. Новый президент Египта оборвал плавный ход «арабской весны». Администрация Барака Обамы объявила о приостановке поставок в Египет тяжелых вооружений и истребителей, финансовой военной помощи, об отмене ежегодных совместных военных учений.

Египетский президент многим может вызывать неудовольствие Белого дома. И не в последнюю очередь тем, что Суэцкий канал, новый и старый, остаются в государственной собственности. Строительство второй очереди канала силами египетских военных инженеров было начато и завершено практически без международных займов. Местные инвесторы – египтяне - с готовностью раскупили облигации канала с доходностью 12% годовых.



Обращает на себя внимание и растущая сплочённость египетского общества: сегодня президента ас-Сиси, по данным египетских социологов, поддерживают 9/10 египтян. Народ Египта принял даже сокращение социальных субсидий и повышение цен на нефтепродукты. Ас-Сиси, в отличие от Мухаммеда Мурси и «Братьев-мусульман» ведет страну к религиозному миру; будучи мусульманином, он оберегает права христиан-коптов, отменил давний запрет на строительство христианских храмов.



А ещё президент ас-Сиси закупает оружие в России (сумма закупок, по предварительной оценке, составляет 3,5 миллиарда долларов), встречается с президентом Путиным! Вот и второй визит ас-Сиси в Россию включал осмотр образцов российской военной техники: бронемашины, танки, бронеавтомобиль "Тигр", установки ПВО, зенитно-ракетный комплекс серии "Тор", зенитный ракетно-пушечный комплекс серии "Панцирь". В Египте продолжатся переговоры по закупке истребителей МиГ-35.

А чего стоит опора на внутренние займы, облигации, недопущение к проекту национальной важности лондонских банкиров!

Напомним: за куда меньшие «грехи» перед Западом ближайший сосед Египта полковник Каддафи в соседней с Египтом Ливии был буквально растерзан.

И уж если история, препарируемая в интересах политики, так часто превращается в оружие, то нельзя не сказать о связи Суэцкого канала с египетской и мировой историей.

Открытую в Египте 6 августа 2015 г. водную магистраль назвали «второй очередью Суэцкого канала». Правильно, вторая, если первой считать линию французского инженера Лессепса. Но если посчитать, сколько трудились люди над соединением Средиземного и Красного морей, то очередь 2015 года окажется не второй, а шестой. Правда, древние «очереди», если прослеживать маршрут от Красного моря, не доходили до нынешнего Порт-Саида, сворачивая к руслу Нила. Грандиозное значение этого маршрута было ясно еще фараонам, и первую очередь Суэцкого канала построил Рамзес II (XIV век до новой эры). Канал повторял судьбу Египта, угасал вместе с государством, заносился песком. В правление персов, в V веке до новой эры, была прорыта вторая очередь канала шириной, позволявшей, по свидетельству Геродота, свободно разойтись двум триремам (класс боевых кораблей древности). К концу эллинистической эпохи канал снова пришел в упадок. Третья очередь Суэцкого канала – это эпоха расцвета Рима при императоре Траяне. Четвертая - уже при арабских халифах...

Важнейший маршрут Нового времени Европа - Индия (торговля восточными пряностями давала предприимчивому Западу 800% прибыли!) рождал новые проекты, в том числе Лейбница, но мешала неустойчивость государств турок, мамелюков. Интерес к Суэцкому каналу стал и одной из главных побудительных причин знаменитой египетской экспедиции Наполеона.

А далее общеизвестные вехи: 1869 год - открытие канала, который был поначалу франко-египетским совместным предприятием, 1882 год – английская оккупация зоны канала. В обе мировые войны Суэцкий канал — важнейшая военно-стратегическая артерия. В 1956 году Насер национализирует канал, и сразу же — война, заминированный канал простаивал полгода. Шестидневная война 1967 года, война «Судного дня» 1973 года также закупоривали эту важнейшую мировую артерию, но затем канал вновь расчищали от мин и затонувших кораблей.

Сегодня Суэцкий канал соединяет не только два моря, два океана – он соединяет ещё и Египет с его будущим.

Игорь ШУМЕЙКО

via



Tags: политика
Subscribe
Buy for 30 tokens
Немецкий город Любек. Нецентр. Если точнее, то улица Бай дер Ломюле. Осень. Октябрь, если это важно. Около каждого дерева лежат вот такие мешки. То есть он как бы вокруг ствола. Что это? Зачем? Подошла рассмотреть, надо же разобраться)) Treegator, made in USA. Судя по всему, система медленного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments